Муниципальное бюджетное учреждение "Центр развития образования" города Невинномысска

Телефон(Факс): 9-68-64, 3-10-72. E-mail: imdk@bk.ru
357100, Российская Федерация, Ставропольский край, город Невинномысск, улица Гагарина, 55

УТВЕРЖДЕН

приказом управления образования города Невинномысска

от 01.09.2015г. № 396-о/д

 

ПОРЯДОК

проведения городского этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года России - 2016»

 

I. Общие положения

 

1. Настоящий порядок проведения городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016» (далее – Конкурс) подготовлен и реализуется в соответствии с Положением о Всероссийском Конкурсе «Учитель года России», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2004 года № 73, Положением о краевом этапе Всероссийского Конкурса «Учитель года России», утвержденным приказом министерства образования Ставропольского края от 16 октября 2006 года № 556-пр и Положением о городском этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России», утвержденным приказом отдела образования администрации города Невинномысска от 25 октября 2010 года № 399-о/д.

2. Порядок определяет место, сроки, требования к составу участников Конкурса и представлению материалов, формированию жюри, Конкурсным мероприятиям, включая отбор лауреатов, призеров и победителя Конкурса.

3. Конкурс проводится с целью выявления талантливых педагогов и молодых учителей, их поддержки и поощрения; повышения социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей города Невинномысска, а также

4. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учётом Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее — ФГОС), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее — профессиональный стандарт «Педагог»), поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

5. Организационно-методическое сопровождение Конкурса осуществляет МБУ «Центр развития образования» города Невинномысска (далее - ЦРО).

6. Девиз Конкурса «Учить и учиться» отражает одну из главных задач современного образования – непрерывный профессиональный и личностный рост учителя, трансляция лучших образцов педагогической практики, пропаганда инновационных идей и достижений.

7. Конкурс проводится с 01.10.2015г. по 01.02.2016г. по номинациям:

«Лучший учитель»;

«Педагогический дебют».

 

 

II. Этапы проведения Конкурса

 

8. Устанавливаются следующие этапы Конкурса:

  • представление заявочных материалов – до 20 октября 2015г.;

  • первый тур (заочный) - с 21 октября по 29 ноября 2015г. - формирование состава жюри, изучение представленных материалов членами жюри Конкурса, подготовка конкурсантов к участию в Конкурсе;

  • второй тур – 30 ноября - 03 декабря 2015г. - проведение конкурсных мероприятий на базе МБОУ Лицея №6;

  • третий тур – 04 декабря 2015г. проведение на базе МБОУ СОШ № 18 с углубленным изучением отдельных предметов;

  • четвертый тур – 21 января 2016 г. – суперфинал Конкурса.

     

 III. Представление материалов участников Конкурса

 

9. Для участия в Конкурсе общеобразовательные организации города официальным письмом направляют в оргкомитет Конкурса следующие материалы:

1) в номинации «Лучший учитель»

до 20 октября 2015 года:

- представление – в нем приводятся аргументы, на основании которых данный учитель выдвигается коллективом ОУ для участия в Конкурсе, описывается уровень его профессиональной компетентности, результативность деятельности, общественно-значимые действия участника в течение 2013- 2014 учебного года. Представление направляется на бланке ОО и подписывается руководителем (приложение 1);

- заявление участника Конкурса(приложение 2);

- информационная карта участника Конкурса в номинации «Лучший учитель» (приложение 3);

- автор­ские статьи и разработки участ­ника на бумажном и электронном носителе(не более 5);

  • цветные фотографии: портрет 9х13см (обязательно) и жанровая (с учебного занятия, внеклассного ме­роприятия, педаго­гического сове­щания и т. п.). Фотографии предоставляются в электронной копии на компакт-диске.

 

до 20 ноября 2015 года (конкурсные работы)

  • «Интернет – ресурс»,

  • эссе «Я – учитель»;

  • представление опыта работы -представление своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», в котором дается практическое обоснование предлагаемых педагогических решений, обосновываются организационно-педагогические условия, обеспечивающие успех работы учителя, раскрываются показатели результативности и эффективности его педагогической деятельности. Не оценивается!

 

2) в номинации «Педагогический дебют»

до 20 октября 2015 года:

- представление, в нем приводятся аргументы, на основании которых данный молодой учитель выдвигается на участие в Конкурсе, описывается его творческий потенциал, способность к самостоятельной педагогической деятельности, результативность деятельности, общественно значимые действия участника. Представление направляется на бланке ОУ и подписывается руководителем (приложение 1);

- заявление участника Конкурса(приложение 2);

- анкета участника Конкурсав номинации «Педагогический дебют» (приложение 4),

  • цветные фотографии: портрет 9х13см (обязательно) и жанровая (с учебного занятия, внеклассного ме­роприятия, педаго­гического сове­щания и т. п.). Фотографии предоставляются в электронной копии на компакт-диске.

 

до 20 ноября 2014 года (конкурсные работы)

  • «Интернет – ресурс»,

  • эссе«Обновление школы начинается с нас!».

  • видеопрезентация «Первые шаги» (3 мин) Не оценивается!

 

10. При заполнении официальных документов необходимо избегать сокращений и точно указывать все наименования.

11. Прием материалов осуществляется МБУ «Центр развития образования» города Невинномысска по адресу: г.Невинномысск, ул. Гагарина, д. 55, каб.9.

12. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению и сроков представления.

13. На первом заочном туре Конкурса проводится экспертиза конкурсных материалов участников Конкурса, размещенных на интернет-ресурсе конкурсанта или на официальном сайте ОО.

14. Материалы, представляемые на Конкурс, не возвращаются.

 

IV. Конкурсные мероприятия

 

Номинация «Лучший учитель»

 

14. Первый (заочный) тур Конкурса:

Конкурсное задание «Интернет – ресурс».

Формат конкурсного задания: представление интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательного учреждения), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.

Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.

Критерии оценивания:

  • дизайн (оригинальность стиля, адекватность цветового решения, корректность обработки графики, разумность скорости загрузки),

  • информационная архитектура (понятное меню, удобство навигации, тематическая организованность информации, доступность обратной связи),

  • информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, регулярность обновлений).

 

Конкурсное задание «Я – учитель».

Формат конкурсного задания: текст эссе «Я - учитель» (до 6 страниц). Размещается на официальном сайте конкурса.

Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.

Критерии оценивания:

  • глубина мировоззренческой, философской позиции,

  • широта и масштабность взгляда на профессию,

  • уровень изложения и художественный стиль,

  • ясность и четкость аргументов выбора учительской профессии,

  • стиль изложения: публицистичность, научность, образность, логичность, аргументированность, эмоциональность, полнота раскрытия темы.

Требования к оформлению конкурсных материалов:

  • изложение должно быть конкретным, образным, убедительным, текст делится на части, разделы, главы, пункты, абзацы;

  • страницы должны быть пронумерованы;

  • формат не более А-4;

  • шрифт - TimesNewRoman, размер шрифта - 14, междустрочный интервал - одинарный;

  • поля: левое – 3,5 см, верхнее, нижнее - 2 см, правое - 1 см.

 

На первом заочном туре Конкурса проводится знакомство членов жюри с методическим портфолио и представлением опыта работы участников Конкурса, размещенных на интернет-ресурсе конкурсанта или на официальном сайте образовательной организации.

15. Второй тур Конкурса:

Конкурсное задание «Урок»(регламент - 45 минут, 10 минут для самоанализа и ответов на вопросы членов жюри).

Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.

Формат: проведение урока по предмету с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Список возможных тем учебных занятий (в соответствии с календарно-тематическим планированием), возрастной и количественный состав учебной группы определяются участниками Конкурса в период подготовки.

Критерии оценивания:

  • глубина раскрытия темы урока, оригинальность методических приемов;

  • владение предметом на современном уровне;

  • умение организовать использование учащимися разных типов и видов источников знаний;

  • реализация метапредметного подхода на уроке, направленность занятия на формирование целостной картины мира;

  • использование современных образовательных технологий;

  • умение организовать взаимодействие учащихся между собой, создать условия для само - и взаимообразования обучающихся;

  • создание и поддержка высокого уровня мотивации, интенсивности деятельности школьников;

  • глубина и точность анализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности.

 

Конкурсное задание «Методический семинар» (регламент до 20 минут, включая ответы на вопросы).

Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности.

Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», демонстрация инновационной методики и технологии.

Критерии оценивания:

  • метапредметный подход,

  • целостность, системность, новизна, результативность,

  • умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; умение выделить ведущую идею своего опыта и сформулировать ее;

  • аргументированность преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса, в выборе педагогического инструментария для реализации идеи;

  • умение конструировать измерители успеха;

  • общая и профессиональная эрудиция

 

Конкурсное задание «Oбразовательный проект».

Цель: демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.

Формат: группы из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) в течение 15 минут проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группы получают не менее 3-х часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов.

Критерии:

  • исследовательская деятельность,

  • коммуникационная и языковая культура,

  • актуальность и реалистичность решений,

  • результативность,

  • творчество и оригинальность в представлении проекта.

 

Конкурсное задание«Педагогический совет».

Формат: публичное индивидуальное выступление на заданную тему (регламент - до 7 минут, включая вопросы коллег).

Цель: организация открытого профессионального пространства для обсуждения актуальных проблем образования, путей их решения и путей их решения.

Тема конкурсного задания объявляется накануне, после завершения представления образовательных проектов.

Критерии оценки:

  • глубина понимания обозначенной проблемы,

  • убедительность и доказательность предлагаемых способов ее решения,

  • общая культура и эрудиция,

  • собственная позиция, оригинальность суждения,

  • умение отстаивать свои убеждения.

 

По наибольшему количеству баллов, набранных конкурсантами в первом (заочном) и втором туре, определяются пять участников третьего тура и суперфинала Конкурса.

 

16. Третий тур Конкурса:

Конкурсное задание«Мастер-класс»(регламент: до 20 минут, 5 минут для ответов на вопросы).

Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.

Формат: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.).

Критерии оценивания:

  • актуальность и методическое обоснование,

  • творческий подход и импровизация,

  • исследовательская компетентность,

  • коммуникативная культура,

  • ценностные ориентиры и воспитательная направленность, рефлексивная культура,

  • метапредметность и универсальность подходов,

  • развивающий характер и результативность,

  • информационная и языковая культура,

  • проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся.

  

Конкурсное задание «Круглый стол образовательных политиков»(регламент - 60 минут).

Цель: раскрытие потенциала лидерских качеств финалистов конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем.

Формат: беседа на актуальную тему с участием начальника управления образования администрации города, демонстрирующая авторскую позицию каждого финалиста.

Тема «круглого стола» определяется оргкомитетом Конкурса не позднее 30 ноября 2015г.

Критерии оценивания:

  • информированность и понимание тенденций развития образования,

  • масштабность и нестандартность суждений,

  • аргументированность и конструктивность предложений,

  • коммуникационная и языковая культура,

  • ценностные ориентиры и личная позиция.

 

17. Четвертый тур Конкурса (суперфинал):

Формат: музыкально-театральная зарисовка на заданную тему, раскрывающая творческие способности конкурсанта.

Критерии оценивания:

  • актерское и исполнительское мастерство;

  • сценическая культура;

  • раскрытие темы выступления.

 

Номинация «Педагогический дебют»

18. Первый этап Конкурса:

Конкурсное задание «Интернет – ресурс».

Формат конкурсного задания: представление интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательного учреждения), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.

Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.

Критерии оценивания:

  • дизайн (оригинальность стиля, адекватность цветового решения, корректность обработки графики, разумность скорости загрузки),

  • информационная архитектура (понятное меню, удобство навигации, тематическая организованность информации, доступность обратной связи),

  • информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, регулярность обновлений).

 

Конкурсное задание «Обновление школы начинается с нас!».

Формат конкурсного задания: текст эссе «Обновление школы начинается с нас!» (до 4 страниц). Размещается на официальном сайте конкурса.

Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.

Критерии оценивания:

  • глубина мировоззренческой, философской позиции,

  • широта и масштабность взгляда на профессию,

  • уровень изложения и художественный стиль,

  • ясность и четкость аргументов выбора учительской профессии,

  • стиль изложения: публицистичность, научность, образность, логичность, аргументированность, эмоциональность, полнота раскрытия темы.

Требования к оформлению конкурсных материалов:

  • изложение должно быть конкретным, образным, убедительным, текст делится на части, разделы, главы, пункты, абзацы;

  • страницы должны быть пронумерованы;

  • формат не более А-4;

  • шрифт - TimesNewRoman, размер шрифта - 14, междустрочный интервал - одинарный;

  • поля: левое – 3,5 см, верхнее, нижнее - 2 см, правое - 1 см.

 

19. Второй этап Конкурса:

«Урок и его самоанализ»(регламент: 40 минут – урок, 10 минут - самоанализ и ответы на вопросы).

Формат: проведение урока по предмету, отражающего педагогические умения молодого учителя, его креативность, рефлексивность, владение современными образовательными технологиями, способность ориентироваться в информационном пространстве. Качество конкурсного урока определяется уровнем согласованности цели, содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся.

Критерии оценивания:

  • методическая грамотность построения учебного занятия;

  • психолого-педагогическая компетентность учителя;

  • социально-психологическая компетентность;

  • педагогическое мастерство;

  • результативность занятия, реализация его замысла.

 

Презентация опыта по теме: «У меня это хорошо получается»(регламент: 15 минут, включая 3 минуты на вопросы и ответы).

Формат: мини-опыт, отражающий оригинальные методические находки молодого учителя, их аргументация, результативность применения.

Критерии оценивания:

  • актуальность авторских находок, их инновационность;

  • аргументированность авторских идей;

  • возможность распространения и внедрения.

 

«Педагогическая мастерская» (регламент - 20 минут на подготовку, 5 минут - на защиту).

Формат: сфера педагогической импровизации и самовыражения в процессе выполнения творческих заданий, решения педагогических ситуаций.

 

Критерии оценивания:

  • оригинальность и глубина суждений;

  • умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение импровизировать, проявлять креативность;

  • общая культура и эрудиция.

 

По наибольшему количеству баллов, набранных конкурсантами во втором туре, определяются пять участников третьего тура.

 

20. Третий тур Конкурса:

«Публичное выступление» (регламент: до 7 минут, 3 минуты – ответы на вопросы).

Формат: выступление перед аудиторией на тему, по которой, на взгляд конкурсанта, должно быть организовано широкое и открытое общественное обсуждение. Тема определяется конкурсантом самостоятельно.

Критерии оценивания:

  • актуальность;

  • глубина суждений и оригинальность раскрытия темы;

  • находчивость, способность к импровизации;

  • мировоззренческая позиция;

  • убедительность;

  • способность «зажечь» аудиторию.

 

V. Жюри Конкурса

 

21. Для оценивания Конкурсных мероприятий второго тура создаются межпредметные жюри. В их состав входят руководители образовательных учреждений, педагоги высшей категории, работники управления образования и ЦРО, педагоги-психологи, лауреаты и победители краевого и городского этапов Всероссийского конкурса «Учитель года России» предыдущих лет. Состав жюри утверждается приказом управления образования администрации города не позднее 15 ноября 2015 года. По каждому Конкурсному мероприятию члены жюри заполняют оценочные листы.

22. Для оценивания Конкурсных мероприятий третьего и четвертого туров формируются Большие жюри. Состав Большего жюри утверждается приказом управления образования администрации города не позднее не позднее 15 ноября 2015 года.

23. Темы конкурсных заданий второго и третьего туров, задания для суперфинала, определяет оргкомитет Конкурса.